Главная страница / Что говорят о Екатеринбурге


фото Индустриальный младенец. Людмила Калиниченко и Ксения Ларина, арт-группа LKKL для фестиваля паблик-арта ЧО
Индустриальный младенец. Людмила Калиниченко и Ксения Ларина, арт-группа LKKL для фестиваля паблик-арта ЧО (2023). Верх-Исетский пруд, Екатеринбург
Фото: Дарья Ладонина


Если сказать о Екатеринбурге одной красивой фразой, то это:

Город на воде, который нежно обнимают уральские горы.

Евгений Григорьев
режиссер, креативный продюсер Свердловской киностудии

Какое впечатление производит Екатеринбург, чем он интересен? Что говорят о нем историки, писатели, ученые, архитекторы, путешественники? Давайте познакомимся с высказываниями известных людей о столице Урала, узнаем, какие отзывы и отклики вызывает этот интересный и необычный город.

Виды Екатеринбурга

Потрясающие фото современного Екатеринбурга из ЖЖ Gelio | Степанов Слава.

Посвящение Екатеринбургу и его жителям

Виды и настроение лучшего города на Земле в клипе “Развлечение” от молодой инди-группы “внимание брусника!”, фестиваля паблик-арта ЧО, уральской кинокомпании Red Pepper Film и девелопера «Атом».

Снимали кадры в известных местах Екатеринбурга — на Плотинке, на Городском пруду, возле «Екатеринбург-сити», Макаровского моста, Белой Башни, кинотеатра “Заря”, здания НПО Автоматика, в парке Энгельса, в летнем дворе Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина и в друих локациях, а также на фоне работ художника Тимы Ради «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» и арт-группы LKKL «Индустриальный младенец». «Мы захотели снять видео про Екатеринбург и для екатеринбуржцев, чтобы еще раз напомнить, как мы любим наш город, и показать его во всей красе», — рассказал руководитель ЧО Никита Харисов. По его словам, каждый кадр и строчка пронизаны уральским креативным духом. (источник)

Цитаты из интервью, произведений, путевых заметок и очерков

Елизавета Лихачева

Директор ГМИИ им. Пушкина (2023 г.)
Директор Музея архитектуры имени Щусева (2017 г.)

Из интервью Анне Филосян

— Если вас в Москве спросят: какую архитектуру смотреть в Екатеринбурге и области, куда первым делом отправите людей?
— Если мы говорим про область, в Синячиху, конечно, первым делом. Невьянск, Тагил, Верхнеуральск. У вас в Тагиле Рафаэль висит! В Ирбите — одна из лучших коллекций печатной графики в России.

— А в самом Екатеринбурге что бы рекомендовали смотреть с точки зрения архитектуры?
— Конструктивизм, конечно. Городок Чекистов, Белая башня, к спасению которой музей, кстати, приложил руку. Вообще весь район Уралмаша — там есть на что посмотреть, если знаешь, куда смотреть. Кампус Уральского госуниверситета во Втузгородке, весь комплекс. Баня у вас тут есть с портиком в три колонны Лантратова — когда мне ее Кубенский показал, я очень смеялась. Еще здание администрации — это вообще шедевр. Вообще, если бы я ехала показывать Екатеринбург с точки зрения архитектуры, я бы отвела только на город четыре дня. Это много. На Париж я бы отвела дня два.


Денис Драгунский

писатель

Из интервью ЕАН

– С чем ассоциируется у вас Урал?
– С красотой. Екатеринбург в этот раз на меня очень сильное впечатление произвел, он стал роскошным, столичным. Вот знаете, что важно в городе. Чтобы это было место, в котором можно жить, влюбляться, творить, работать, зарабатывать, при этом не думать, что где-то там настоящая жизнь… Вот в Москве жизнь, а мы тут так, кантуемся. И Екатеринбург сейчас стал именно таким – самодостаточным. Здесь можно жить и прекрасно себя чувствовать.

Из интервью “Вечерним ведомостям”



— Что вы успели посмотреть в Екатеринбурге в этот свой приезд?
— Успел посмотреть, как ни странно, довольно много. Больше, чем в прошлые приезды. Побывал в музее с русским авангардом, «Уральским Эрмитажем» его, кажется, называют. Очень хороший музей, а этот зал авангарда — просто выдающееся место! Стрит-арт успел посмотреть, походить по улицам, по переулкам, посмотреть кирпичные дома и панельные дома, дома новые и старые. Моя провожатая из библиотеки Белинского меня просто «уходила». Десять километров пешком — проверил по шагомеру — я давно уже не проходил. Но было очень интересно! Я повидал город, почувствовал его. Конечно, я понимаю, это не очень духовно и не очень интеллектуально, но … мне очень понравился екатеринбургский общепит. У вас очень хорошо кормят и очень хорошо подают. Я мало где встречал такую хорошую подачу, такие красивые блюда, такие красивые столовые приборы. Как всё накрыто! Как всё сделано!

Примечание. Денис Викторович был в отделении “Эрмитаж-Урал” Екатеринбургского музея изобразительного искусства по адресу ул. Вайнера, 11. В это время там проходила выставка русского авангарда из фондов музея, которая экспонировалась после реставрации и обновления; она является частью постоянной экспозиции и сейчас вернулась на свое место в Корпусе отечественного искусства по адресу ул. Воеводина, 5.


Эдуард Кубенский

архитектор
директор и главный редактор издательства TATLIN

Из интервью 66.ру

— Частью своей ДНК мы считаем конструктивизм. Почему он все еще актуален?

— Во-первых, потому что это модно. Во-вторых, потому что архитектура этого периода определила все последующие периоды. Мы и сейчас живем по архитектурным правилам, придуманным конструктивистами, и еще долгое время будем ими пользоваться.

Если говорить про Екатеринбург, то в нем есть много других исторических пластов — не менее ценных: деревянная архитектура, сталинский ампир, классицизм XIX века, модернизм середины ХХ века и даже еще не замеченный нами капиталистический романтизм девяностых. Мне нравится многослойность. В одном фотокадре в Екатеринбурге почти всегда попадает не менее пяти эпох. В Петербурге, например, это редкость, а в Венеции и днем с огнем не сыщешь. Надо ценить это отличие Екатеринбурга и, возможно, даже делать на это ставку.


Алексей Федорченко

режиссёр

Источник

Особенность Екатеринбурга — в горнозаводской культуре. Здесь не было крепостного права. Екатеринбург — это не провинциальный город, Питер намного провинциальней. Екатеринбург — он самодостаточный, он не смотрит на Москву и не ориентируется на нее. Мне это очень нравится. Мне нравится, что город расположен на стыке тектонических платформ и там есть какие-то энергетические выбросы. Это очень заметно в нашей культуре и нашем характере. Каждый год происходит какой-то культурный выброс: рок, кино, литература, танцы — и всё в необычном направлении, всё привлекает взгляды со всей страны и даже мира.

Шигирский идол — это наша реликвия. Пока об этом мало кто знает, но это самый удивительный артефакт. Самое древнее деревянное изображение в мире. Ему около 12 тысяч лет — до египетских пирамид еще 5–6 тысячелетий. Очень люблю Шигирского идола. О нём мало говорят, потому что он вызывает раздражение у церкви, все-таки это конкурент серьезный. Но я уверен, это будет главный артефакт России.

Примечание. К сожалению, крепостное право на Урале было, но имело свои особенности. Так называемые горнозаводские крестьяне были приписаны к заводам и по сути являлись крепостными рабочими. А роль помещиков у нас играли владельцы заводов. Правда, успешно работали социальные лифты, рабочие-крестьяне получали образование и становились инженерами и управляющими, учились искусствам, и из них иной раз выходили такие знаменитые художники, как А.И. Корзухин. И зарабатывать при умении могли весьма неплохо и выкупать себя и свои семьи, но в целом жизнь была очень тяжелой.




Эрик Булатов

художник

Источник

Сегодняшний Екатеринбург очень интересный. Он очень активный, живой и здоровый, я бы сказал. Это были очень сильные впечатления. Мы жили прямо рядом с «Ельцин Центром», в окнах был виден весь город. Мы гуляли, смотрели архитектуру. Екатеринбург производит впечатление столичного города.


Фритьоф Нансен

полярный исследователь, в октябре 1913 года

Источник

Стояла чудесная белая морозная зима; кругом шел густой лес, большей частью сосновый с примесью елей, отягченный снежным убором; увалы, холмы, дорогу – все занесло снегом. Вот где бы побегать на лыжах! Совсем рождественский пейзаж: такой знакомый, родной! Здесь, стало быть, уже окончательно установилась зима.

В Екатеринбург приехали утром и были встречены на вокзале городским головой, председателем местного отдела Географического общества, секретарем, членами и другими лицами. Прием был самый радушный, и угощали нас на все лады. Я побывал в музее и познакомился с геологией и минералогией этой сказочно богатой страны. Каких-каких только сокровищ не содержат ее недра! Осматривали мы и ценные археологические, и этнографические, и орнитологические коллекции, представляющие большой интерес. Налюбовались также всевозможными изделиями и украшениями из уральских камней и осмотрели немножко самый город, очень красивый.

И здесь к новому морскому пути в Сибирь отнеслись с большим интересом, хотя для Екатеринбурга путь этот и не может иметь значения. По отношению ко мне было проявлено много любезности: мне поднесли почетный диплом и красивый подарок из уральских камней на память о местной промышленности. Закончился вечер тем, что нас отвезли в Оперный театр, очень красивое здание, где мы прослушали первый акт оперы Чайковского «Пиковая дама». Поезд уходил в 8 часов 45 минут вечера, и, к сожалению, нам нельзя было дослушать эту интересную музыку.


Николай Корепанов

историк

О первом Екатеринбургском заводе-крепости из книги “Энциклопедия Екатеринбурга. Рождение и становление. 1723-1807”

Екатеринбург поражал своим видом всякого, кто его видел. Это был идеальный город или, по крайней мере, казался таким. Правильный четырехугольник крепости, разделенный пополам рекой с заводским прудом, и прямые, как стрела, улицы вдоль крепостных стен. Благодаря выбранному участку, где Исеть течёт с севера на юг, крепость ориентирована строго по частям света. По три крепостных бастиона в западной и восточной крепостных стенах и по четыре полубастиона по берегам пруда и реки – на севере и на юге. Абсолютное равновесие всех значимых городских построек по обоим берегам, и завод в самом центре – как в центре мироздания. … Над всеми воротами висели высеченные по железу двуглавые российские орлы и, как лучи солнца, расходились от ворот дороги во все уральские заводы.


Максимилиан Евгений, герцог Лейхтенбергский

«Главнозаведующий» Петербургского горного института, член ученого комитета Корпуса горных инженеров, внук Наполеона I. Посещал Екатеринбург в сентябре 1845 г.

Народонаселение Хребта Уральского одарено вообще здравым умом, деятельно и проникнуто духом ремесленности.

Екатеринбург. Листая страницы столетий. ИД Сократ, 2008


Густав Розе

немецкий минералог и геолог, спутник А. Гумбольдта в путешествии по России в 1829 году

Источник

Тут возвышаются массивные горы, посредине которых на высоте 740 футов над уровнем моря лежит Екатеринбург, чей вид с его многочисленными белыми башнями и большими каменными зданиями действительно потрясает и даёт хорошую предпосылку быть резиденцией Уральского горного дела.