История Екатеринбурга — горнозаводской столицы / О старообрядческом расколе 17 века




Где сейчас находится старообрядческая церковь в Екатеринбурге

Урал, в особенности Екатеринбург и места вокруг Невьянска и НижнегоТагила, стали местом, где во второй половине 17 века нашли свое пристанище бежавшие от  церковных реформ патриарха Никона старообрядцы – “раскольники”, не принявшие новые обряды.

И не просто старообрядцы: вследствие того, что изменения в обрядах русской православной церкви 1653-1655 годов были восприняты населением как крайне существенные и при этом ничем не объяснённые, к ним стали относится как к новой вере, причем в первое время – как к пришествию антихриста. Царя Алексея Михайловича “Тишайшего” и его сына и наследника Петра I  “раскольники” даже называли “шишами дьявола”, а Петра – царем-антихристом. Поэтому сами себя они называли “ревнителями древнего благочестия” и “староверами”.

Также в далекие края бежали от крепостного права, окончательно оформленного за несколько лет  до раскола, в 1649 году. На Урале и государственность, и помещичество, и даже церковь тогда практически отсутствовали. Поэтому бежавшие могли жить относительно свободно, не опасаясь притеснений, наказаний, пыток, казней и непосильных налогов и оброков. Правда, были и другие опасности: суровый край, полный диких зверей и не приспособленный под ведение сельского хозяйства, но самое главное – племена коренных жителей,  вогулов и кочевых башкир, которые нападали на вновь пришедших русских, сжигали их сёла и убивали жителей. Нужно было защищаться и учиться жить в этих условиях. Порой жили в землянках и в уединенных скитах. Но все эти невзгоды воспринимались страданиями за истинную веру и лишь укрепляли дух старообрядцев.

Возникло несколько староверческих согласий, и самые радикальные из них – беспоповцы – отрицали необходимость церкви. Самое распространенное – часовенное согласие. Молились в тайных часовнях, в молитвенных домах или в собственных домах, на иконы староверческого письма. На Урале даже сложилось собственная школа иконописи – Невьянская.

И староверческая церковь, и мастерские старообрядческой иконы существует до сих пор. Познакомиться с образцами Невьянской иконы можно в Свердловском краеведческом музее и Музее изобразительных искусств Екатеринбурга, а также в Музее Невьянской иконы.

Тема церковного раскола 17 века являлась очень важной для русского общества и является животрепещущей до сих пор. Вся русская литература 19 века проникнута этой темой, а в 1881 году один из самых популярных писателей того времени, автор исторических романов Даниил Лукич Мордовцев посвятил ей книгу “Великий раскол”. Теме старообрядческой иконописи посвятил свой рассказ “Запечатленный ангел” Н.С. Лесков.


Вот как описывается этот раскол и его история на портале https://pravoslavie.fm:

В те времена богослужебные книги переписывались вручную и, с течением времени, в них накапливались ошибки, которые требовалось исправить. Помимо книжной справы, патриарх желал унифицировать церковные обряды, богослужебные уставы, каноны иконописи и т.п. В качестве образца Никон избрал современные ему греческие практики и церковные книги, а для проведения книжной справы пригласил ряд греческих учёных и переписчиков.

Патриарх Никон имел сильнее влияние на царя Алексея Михайловича и был человеком весьма властным и гордым. Проводя реформу, Никон предпочитал не объяснять оппонентам свои действия и побудительные мотивы, а подавлять любые возражения при помощи патриаршего авторитета и, как это принято говорить сегодня, «административного ресурса» — поддержки царя.

В 1654 году патриарх устроил Собор иерархов, на котором в результате давления на участников добился разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику.

В 1656 году патриарх созвал в Москве новый Собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа и торжественно преданы анафеме в Неделю Православия.

Нетерпимость патриарха вызвала раскол в обществе. Против Церковной реформы и в защиту старых обрядов восстали широкие народные массы, многие представители знати. Вождями религиозного протестного движения стали некоторые известные священнослужители: протопоп Аввакум, протопопы Лонгин Муромский и Даниил Костромской, священник Лазарь Романовский, священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят, а также дьякон Фёдор и инок Епифаний. Ряд монастырей заявил о своём неповиновении властям и затворил ворота перед царскими чиновниками.

Старообрядческие проповедники также не стали «невинными овечками». Многие из них объезжали города и селения страны (в особенности на Севере), проповедуя состоявшийся приход Антихриста в мир и самосожжение, как способ сохранить душевную чистоту. Многие представители простого народа следовали их советам и совершали самоубийство – сжигали или погребали себя заживо вместе с детьми.

Царь Алексей Михайлович не желал подобных настроений ни в Церкви, ни в своём государстве. Он предложил патриарху сложить с себя сан. Оскорблённый Никон уехал в Ново-Иерусалимский монастырь и был на соборе 1667 года низложен под предлогом самовольного оставления кафедры. При этом анафема старообрядцам была подтверждена и санкционированы их дальнейшие преследования со стороны властей, что закрепило раскол.

Позже правительство неоднократно пыталось найти пути примирения между Русской Православной Церковью, последовавшей реформам, и старообрядцами. Но это было сложно сделать, поскольку сами старообрядцы очень быстро распались на целый ряд разнообразных по учению групп и течений, многие из которых даже отказались от церковной иерархии.

В конце 1790-х годов было учреждено Единоверие. Сохранившим иерархию старообрядцам – «поповцам» было разрешено создание старообрядческих приходов и отправление богослужений по старым обрядам в случае, если они признают главенство патриарха и становятся частью Русской Православной Церкви. Позже правительство и церковные иерархи предпринимают множество усилий по привлечению в Единоверие новых старообрядческих общин.

Наконец, в 1926 году Священным Синодом, а в 1971 году Поместным собором Русской Православной Церкви со старообрядцев были сняты анафемы, старые обряды были признаны равно спасительными. Также Церковь принесла покаяние и извинения старообрядцам за насилие, причинённое им ранее в попытках заставить принять реформу.

С этого момента старообрядческий раскол, в лице единоверческих общин, считается уврачёванным, хотя в России существует также отдельная Старообрядческая церковь и множество придерживающихся старых обрядов религиозных групп различного толка.

Источник

Адреса старообрядческих храмов в Екатеринбурге

Храм во имя Рожества Христова

Екатеринбург
Адрес: мкр ВИЗ, ул. Школьников, д. 1
Телефон: 8 (902) 262-88-25
Сайт

Храм Древлеправославной Поморской Церкви во имя Святителя Николая Чудотворца

Екатеринбург
Адрес: ул. Тверитина
(на углу с ул. Белинского, рядом с армянской церковью св. Ованеса)


Ещё про историю Екатеринбурга