Тима Радя / Тимофей Васильевич Радя родился в 1988 году. Учился на философском факультете Уральского государственного университета. Выпускник школы современного искусства АртПолитика Арсения Сергеева.

Сайт
Instagram
Facebook
Twitter
Telegram

Актуальный художник

Тимофей Радя — самый сильный, самый известный и самый любимый уличный художник Екатеринбурга, хотя его роль выше — он не обычный райтер или граффитчик. Обладая способностью создавать очень точные работы, он выступает как актуальный художник. И поскольку он здесь родился, вырос и живёт, ему подвластны самые тонкие материи — он играет на нотах души местных жителей и раскрывает в них лучшее, понимая их и любя, живя такой же жизнью. И город отвечает ему взаимностью.

Несмотря на масштаб, работы Ради — это очень интимные вещи; то, что люди скорее ощущают, чем говорят. Они точны, остроумны, эмоциональны и невероятно оживляют суровый уральский индустриальный пейзаж; его объекты дают городу душу и голос. Их отлично знают практически все горожане, делают из них мемы, ловят их новые смыслы. Они настолько встроены в сознание екатеринбуржцев, что их цитирование является секретным кодом на опознание екатеринбургской диаспоры.

Самые известные работы Тимофея Ради в Екатеринбурге

Кто мы, откуда, куда мы идём?

Выполненная  для 4-й Уральской индустриальной биеналле современного искусства надпись на крыше Приборостроительного завода, т.е. это легальный объект паблик-арта, установка которого потребовала привлечения техники. Завод сейчас заброшен, биеналле проходила в нём в 2017 году. С тех пор надпись смотрит с фасада на городской пруд и отлично видна с противоположного берега (с набережной Рабочей Молодёжи).

Как работает вопрос? Сначала кажется, что он устроен как заклинание. Но на деле это надежный и точный механизм. Я использую вопрос как навигационную систему: три ответа позволяют ориентироваться мгновенно, обращаясь одновременно к настоящему, прошлому и будущему. Пользуясь этими тонкими, но прочными связями можно преодолеть время (как тот корабль), иначе время преодолеет тебя.

Кто мы, откуда, куда мы идём? Работа Тимофея Ради в Екатеринбурге. Фото из соцсетей автора

Кто мы, откуда, куда мы идём? Работа Тимофея Ради в Екатеринбурге. Вид с набережной Рабочей Молодёжи. Фото из соцсетей автора

Ночью она подсвечивается и в темноте плывёт над городом — в здании не горит ни одно окно и оно служит постаментом для этого послания, которое заставляет задуматься над всем, что происходит, помнить о прошлом и не забывать о будущем. Вряд ли можно найти более сильный императив к осознанию своей идентичности и вряд ли можно найти место лучше. Спустя 2 года, в 2019 году было принято решение на месте завода строить храм Св. Екатерины (вместо площадки в сквере у Театра драмы). Спонсоры строительства в лице И. Алтушкина (РМК) пообещали сохранить надпись и встроить её в будущий храм. Однако чуть ранее, в том же 2019 году, сразу после противостояния за Сквер (откуда также видна эта надпись) Тимофей говорит:

Для меня работа с металлом всегда была важна. Мой дед — металлург, и я думаю, что генетически мне передалась любовь к этому материалу, это очень приятно. Но где-то месяца полтора назад я понял, что абсолютно охладел к паблик-арту. То есть к возможности сделать работу в городской среде легально. Я изучил паблик-арт в Нью-Йорке, и мне показалось, что это точно такая же монументальная пропаганда, как советское монументальное искусство, просто капиталистическая, она говорит о власти денег. С другой стороны, я увидел эту пасть, которая разверзлась в Екатеринбурге: как устроено общество, что делают богатые, что остается бедным — и во мне не осталось и капли желания делать легальные работы. Я думаю, что время вернуться обратно в подвал и на время отложить электроды. Честный путь возможен, и он заключается во временности объектов. Например, если проект будет существовать только год — еще куда ни шло.

Однако надпись существует уже дольше года и стала титрами ко всему, что происходит в городе, придавая событиям философский смысл. Как настоящее искусство, она заставляет постоянно взаимодействовать с ней, ища ответы на эти вопросы.

Работа Тимы Ради "Кто мы, откуда, куда мы идём?" 31 января 2021 года

Работа Тимы Ради «Кто мы, откуда, куда мы идём?» На снимке протестующие по льду городского пруда отходят из оцепленного ОМОНом сквера. Екатеринбург, 31 января 2021. Фото Виктории Халиуллиной (зеркальный разворот снимка по горизонтали)

Вот что автор писал про фото этого объекта, сделанное Викторией Халиуллиной 31 января 2021 года:

Всегда интересно наблюдать за тем, как работа живет в городе, контекст меняет звучание высказывания. Бывают неожиданные, странные, дурацкие и смешные совпадения, но в этот раз реальность превзошла все ожидания.

Интересно, что автор снимка, как и Тимофей, окончила философский факультет Уральского государственного университета.

Абажуры 

Два огромных оранжевых абажура каждую зиму, начиная с 2013 года, появляются в сквере у Оперного театра, у входа в него со стороны ул. Мамина-Сибиряка. (Официально сквер носит название площадь Парижской коммуны, но горожане это название не используют). В конце зимы они исчезают. Когда работа появилась в первый раз в рамках фестиваля «Не темно», горожане встретили абажуры Тимы Ради восторженно, администрация Екатеринбурга высказалась в духе: «Мы это уберём, поскольку эти штуки нарушают целостность ансамбля данного места». Но не убрали. И каждый год екатеринбуржцы ждут — будет ли очередной зимой, в самоё её тёмное время, жизнь города освещаться этим уютным оранжевым светом. И она освещается! Трудно переоценить значение света. Тёплый, ламповый, символичный — он у Екатеринбурга есть, а значит, есть и жизнь. Эти акции называют «светлой традицией», о них пишут: «Теперь зима настоящая: у Оперного театра появились абажуры Тимофея Ради.» На самом деле, этот сквер на площади Парижской коммуны разделяет здания театра «Урал Опера Балет» и Уральского государственного университета (один из корпусов нынешнего УрФУ), где Радя учился на философском факультете.

Надо сказать, что оранжевый цвет вообще много значит для Екатеринбурга. И в этом нет никакой связи с политикой. Ещё в 1993 году ектеринбургская группа Чайф записала альбом и песню Оранжевое настроение, и до событий в сквере 2019 года это были городские любимцы, а песни из этого альбома — саундтреком к жизни города.

Абажуры Тимофея Ради у Оперного театра

Абажуры Тимофея Ради у Оперного театра

Я бы обнял тебя, но я просто текст

Нелегальная работа была установлена на ул. 8 марта, 50 в 2013 году. Во время карантина 2020 года надпись была исправлена на «Я бы обнял тебя, но карантин». Надпись повторена ещё в нескольких локациях, но изначальная — именно здесь. Её отлично знают и цитируют горожане. 23 января 2021 года, когда художника задержали на акции протеста в Екатеринбурге и затем отпускали, майор полиции сказал на прощание: «я бы обнял вас, но вы просто текст».

Когда работа только появилась, она была хорошо видна. Сейчас её можно увидеть за углом ТЦ Гринвич, который отчасти загораживает надпись — слева за зданием торгового центра, если стоять к нему лицом*.

*Работу сняли 13 июня 2021 года.

Тимофей Радя. Я бы обнял тебя, но я просто текст. Екатеринбург, 2013

Тимофей Радя. Я бы обнял тебя, но я просто текст. Екатеринбург, 2013

Что говорят о Тимофее Раде

Владимир Раевский в программе Юлии Панкратовой Five Arts назвал его работы среди пяти самых важных для него произведений искусства:

Работы в клипе группы «Сансара» на песню «Облака»

В клипе екатеринбургской группы «Сансара» на песню «Облака» можно увидеть некоторые из работ Тимы Ради на крышах Екатеринбурга: «Тебя видно», «Спасибо, Юра! Космос наш!» и другие, а также работу «Твой ход» в виде костяшек домино на опорах Макаровского моста. Клип был снят в 2013 году, заодно можно сравнить, как с тех пор изменился город — съёмки проходили в нескольких знаковых местах.



Цитаты

Думаю, для меня уличное искусство — это особый жанр литературы.

Есть чувство, которое постепенно нарастает, и вот от него уже некуда деться. Тогда каждый использует свой язык: будь то уличное искусство, театр, танец, скульптура: что угодно. Воспринимается произведение так же — сначала чувство, потом мысль.

Было бы ошибкой думать, что дело в деньгах. Дело в вещах, которые за деньги не купишь, например, стóящие идеи, редкие слова. Краска найдётся.

…вечных вещей нет. Даже звёзды рождаются и умирают. Значит, нет трагедии, жизнь каждой работы имеет начало и конец. Иногда это всего один день.

Мне достаточно того, что знают мои работы. Это обычная для уличного искусства практика — оставаться в тени. Внешность человека даёт ассоциации, стереотипы, культурные коды. Это всё лишнее — есть я, а есть моё искусство. Аналогию такую проведу — можно слушать радио, а можно смотреть эфир на видео. Так вот, я выбираю радио, когда важен только голос. И текст.

Источник