Покупки / Изделия народных промыслов / Тагильские подносы
Где купить. Адреса фирменных магазинов
Тагильский поднос
Екатеринбург
- ул. Челюскинцев 27
пн-вс: с 10:00 до 19:00
Телефон: +7 9-222-049-666
Нижний Тагил
- Музейно-производственный комплекс, туристический центр
ул. Балакинская 1
пн-вс с 10:00 до 18:00
Телефоны
+7 9222-054-777
+7 922-60-63-969 - пр. Ленина 32
пн-сб: с 10:00 до 19:00
вс: с 10:00 до 18:00
Телефон: +7 9-222-07-666-3 - Сувенирный павильон «Тагильский сувенир» у Лисьей горы
ул. Лисогорская, 1а
ср-вс с 10:30 до 19:30
Телефон: +7 922 60 63 969
О тагильской росписи
История возникновения уральской росписи по подносам
Тагильская лаковая ро́спись металлических подносов — русский народный промысел, который существует в городе Нижний Тагил Свердловской области. Уральская тагильская роспись — это редшественник жостовской росписи, которая возникла на 80 лет позже. Этот промысел возник в среде старообрядцев, датой возникновения считается 1746 год. К этому году относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой, изготовленные из всемирно известного тагильского металла с маркой «Старый соболь», производившегося на заводах Демидовых, особо прочного и пластичного.
В то время металл обрабатывался методом ковки, листопрокатных станков ещё не существовало. Бытовые изделия из металла служили демонстрацией возможностей тагильского металлического производства: тончайшие листы с ровнейшей поверхностью, возможность декоративной обработки бортов подносов и других изделий — столиков и сундуков, лаковая художественная роспись по металлу — все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия предназначались не только для домашнего применения и украшения жилищ, но также привлекали внимание заказчиков на ярмарках и промышленных выставках, играя роль рекламы.
Первыми, кто начал расписывать металл, стали крепостные Никиты Демидова, художники-иконописцы Вавила и Фёдор Худояровы. В 1806 году для подготовки художников при демидовских заводах Николаем Никитовичем Демидовым была организована живописная школа росписи, которая работала до 1820 года. Преподавал в ней выпускник Императорской академии художеств. В школу принимали учиться крепостных детей.
Первое время на подносах изображали жанровые сцены и сцены из Библии, производилась художественная роспись по металлу с созданием художниками целых картин — таких же, как делались на холстах. Сюжеты в том числе копировались с итальянских гравюр, а также возникли свои традиции типичных сюжетов и орнаментов. В центре подноса маслом вписывалась картина на мифологическую, историческую или галантную тему, которая обрамлялась изящной рамочкой золотого орнамента.
Позднее стала выполняться более массовая и простая в исполнении традиционная уральская двуцветная роспись из цветов, растений и ягод, так называемое «маховое письмо», которым пишут по сей день и которое составляет основное отличие тагильской росписи от жостовской. Маховая роспись пишется за один прием, без промежуточных слоев и лессировок. На кончик кисти набирается две краски, поэтому мазок называется двойным, хотя движение кистью делается одно. Этот мазок универсален, за 2-3 взмаха им можно написать все — цветы, ягоды, листья, деревья, птиц, животных, людей… Иногда борта подносов украшают так называемой «черепашкой»(копчение по сырой краске) или расписывают под малахит при помощи все того же мазка.
Формы подносов делали разные — овальные, круглые, прямоугольные, шести- и восьмигранники, с фигурными краями. Зачастую живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Сложная форма придавалась методом выколотки.
В работе использовались минеральные краски, изготовленные из истолченных в пудру уральских камней, смешанных с маслом. Также был придуман свой рецепт лака, которым художники покрывали готовые изделия — из масла и смол, растворенных в скипидаре. Этот лак, известный под названием «тагильского», превосходил все другие лаки своей прочностью и прозрачностью, придавая краскам особую яркость и подчеркивая тонкие переливы их оттенков. Особенно это было важно для подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».
Поскольку Нижний Тагил и соседний Невьянск являлись центром старообрядчества на Урале, то из металла с художественной росписью изготавливались также старообрядческие иконы Невьянской школы.
Расцвет тагильского подносного промысла пришелся на середину 19 века, когда в Нижнем Тагиле он стоял на 2-м месте по числу занятых. После революции долгое время роспись по металлу была заброшена, а в СССр более известными стали жостовские подносы.
Тагильская роспись сегодня
Большое влияние на возрождение уральского подносного промысла в середине 20 века оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности Василий Барадулин, который многое сделал для уральских ремесел. Мастерицей, которая владела старым двуцветным мазком и сумела передать это мастерство, стала Агрипина Васильевна Афанасьева.
Датой возрождения этого ремесла можно считать 1972 год, когда было принято решение о его воссоздании на заводской основе, и 1976 год, когда в нижнетагильском СПТУ № 49 была выпущена первая группа художников, которые заново освоили восстановленную технику тагильской лаковой росписи. В 1977 году был запущен завод по росписи подносов от предприятия «Эмальпосуда». На нём работало 150 человек, внедрялись нововведения — так, стали делать не только черный фон, но и цветной. Фирменным узором считается «тагильский розан», также популярны авторские сюжеты с махровым нарциссом. уральской рябиной и пр.
В постосоветское время подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производили 6 фирм: ООО «Метальная лавка — Тагильские подносы» «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа», ООО «Тагильский мастер», и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург). Также подносной росписью занимаются в художественной школе «Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна» при Нижнетагильском заводе-музее. Применяются и старинные трудоемкие техники: так, мастера «Тагильской артели» делают «чернь» для фона с помощью копчения бересты.
На Урале тагильские расписные подносы можно увидеть в музеях:
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»
- Нижнетагильский музей истории подносного промысла (входит в Нижнетагильский государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала)
- Музейно-производственный комплекс и туристический центр «Тагильский поднос»
- Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В ноябре 2023 года тагильские подносы были представлены на Благотворительной ярмарке-базаре стран-участниц ООН в г. Женева, Швейцария.
Что ещё покупать в Екатеринбурге