Покупки / Изделия народных промыслов / Тагильские подносы




Тагильский поднос с цветочной росписью в виде нарциссов и золотым орнаментом. Автор Ирина Заруцкая
Тагильский поднос с росписью цветами, малахитовым узором и золотым орнаментом
Тагильский поднос с цветочной и фруктово-ягодной росписью, каменным узором и золотым орнаментом
Тагильский поднос с мотивом рябины, каймой и золотым орнаментом. Автор Елена Бородина

Сайт

Где купить. Адреса фирменных магазинов

Тагильский поднос

Екатеринбург

  • ул. Челюскинцев 27
    пн-вс: с 10:00 до 19:00
    Телефон: +7 9-222-049-666

Нижний Тагил

  • Музейно-производственный комплекс, туристический центр
    ул. Балакинская 1
    пн-вс с 10:00 до 18:00
    Телефоны
    +7 9222-054-777
    +7 922-60-63-969
  • пр. Ленина 32
    пн-сб: с 10:00 до 19:00
    вс:        с 10:00 до 18:00
    Телефон: +7 9-222-07-666-3
  • Сувенирный павильон “Тагильский сувенир” у Лисьей горы
    ул. Лисогорская, 1а
    ср-вс с 10:30 до 19:30
    Телефон: +7 922 60 63 969

О тагильской росписи

История возникновения уральской росписи по подносам

Тагильская лаковая ро́спись металлических подносов — русский народный промысел, который существует в городе Нижний Тагил Свердловской области. Уральская тагильская роспись — это редшественник жостовской росписи, которая возникла на 80 лет позже. Этот промысел возник в среде старообрядцев, датой возникновения считается 1746 год. К этому году относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой, изготовленные из всемирно известного тагильского металла с маркой “Старый соболь”, производившегося на заводах Демидовых, особо прочного и пластичного.

Тагильский поднос с сюжетной росписью. 2-я половина 19 века

В то время металл обрабатывался методом ковки, листопрокатных станков ещё не существовало. Бытовые изделия из металла служили демонстрацией возможностей тагильского металлического производства: тончайшие листы с ровнейшей поверхностью, возможность декоративной обработки бортов подносов и других изделий – столиков и сундуков, лаковая художественная роспись по металлу – все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия предназначались не только для домашнего применения и украшения жилищ, но также привлекали внимание заказчиков на ярмарках и промышленных выставках, играя роль рекламы.

Первыми, кто начал расписывать металл, стали крепостные Никиты Демидова, художники-иконописцы Вавила и Фёдор Худояровы. В 1806 году для подготовки художников при демидовских заводах Николаем Никитовичем Демидовым была организована живописная школа росписи, которая работала до 1820 года. Преподавал в ней выпускник Императорской академии художеств. В школу принимали учиться крепостных детей.

Первое время на подносах изображали жанровые сцены и сцены из Библии, производилась художественная роспись по металлу с созданием художниками целых картин – таких же, как делались на холстах. Сюжеты в том числе копировались с итальянских гравюр, а также возникли свои традиции типичных сюжетов и орнаментов. В центре подноса маслом вписывалась картина на мифологическую, историческую или галантную тему, которая обрамлялась изящной рамочкой золотого орнамента.

Позднее стала выполняться более массовая и простая в исполнении традиционная уральская двуцветная роспись из цветов, растений и ягод, так называемое “маховое письмо”, которым пишут по сей день и которое составляет основное отличие тагильской росписи от жостовской. Маховая роспись пишется за один прием, без промежуточных слоев и лессировок. На кончик кисти набирается две краски, поэтому мазок называется двойным, хотя движение кистью делается одно. Этот мазок универсален, за 2-3 взмаха им можно написать все – цветы, ягоды, листья, деревья, птиц, животных, людей… Иногда борта подносов украшают так называемой “черепашкой”(копчение по сырой краске) или расписывают под малахит при помощи все того же мазка.

Формы подносов делали разные – овальные, круглые, прямоугольные, шести- и восьмигранники, с фигурными краями. Зачастую живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Сложная форма придавалась методом выколотки.

В работе использовались минеральные краски, изготовленные из истолченных в пудру уральских камней, смешанных с маслом. Также был придуман свой рецепт лака, которым художники покрывали готовые изделия – из масла и смол, растворенных в скипидаре. Этот лак, известный под названием «тагильского», превосходил все другие лаки своей прочностью и прозрачностью, придавая краскам особую яркость и подчеркивая тонкие переливы их оттенков. Особенно это было важно для подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Поскольку Нижний Тагил и соседний Невьянск являлись центром старообрядчества на Урале, то из металла с художественной росписью изготавливались также старообрядческие иконы Невьянской школы.

Расцвет тагильского подносного промысла пришелся на середину 19 века, когда в Нижнем Тагиле он стоял на 2-м месте по числу занятых. После революции долгое время роспись по металлу была заброшена, а в СССр более известными стали жостовские подносы.

Тагильская роспись сегодня



Большое влияние на возрождение уральского подносного промысла в середине 20 века оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности Василий Барадулин, который многое сделал для уральских ремесел. Мастерицей, которая владела старым двуцветным мазком и сумела передать это мастерство, стала Агрипина Васильевна Афанасьева.

Датой возрождения этого ремесла можно считать 1972 год, когда было принято решение о его воссоздании на заводской основе, и 1976 год, когда в нижнетагильском СПТУ № 49 была выпущена первая группа художников, которые заново освоили восстановленную технику тагильской лаковой росписи. В 1977 году был запущен завод по росписи подносов от предприятия «Эмальпосуда». На нём работало 150 человек, внедрялись нововведения – так, стали делать не только черный фон, но и цветной. Фирменным узором считается «тагильский розан», также популярны авторские сюжеты с махровым нарциссом. уральской рябиной и пр.

В постосоветское время подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производили 6 фирм: ООО «Метальная лавка — Тагильские подносы» «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа», ООО «Тагильский мастер», и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург). Также подносной росписью занимаются в художественной школе «Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна» при Нижнетагильском заводе-музее. Применяются и старинные трудоемкие техники: так, мастера «Тагильской артели» делают «чернь» для фона с помощью копчения бересты.

Читайте также

На Урале тагильские расписные подносы можно увидеть в музеях:

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Екатеринбургский музейный центр народного творчества “Гамаюн”
  • Нижнетагильский музей истории подносного промысла (входит в Нижнетагильский государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала)
  • Музейно-производственный комплекс и туристический центр “Тагильский поднос”
  • Нижнетагильский музей изобразительных искусств

В ноябре 2023 года тагильские подносы были представлены на Благотворительной ярмарке-базаре стран-участниц ООН в г. Женева, Швейцария.


Что ещё покупать в Екатеринбурге