История Екатеринбурга — горнозаводской столицы / Система уральских рек: Исеть и Чусовая




Нужно сделать отступление и рассказать, какое значение имела для истории Екатеринбурга вода. На самом деле, огромное и даже решающее. Начнем с того, что город стоит на реке, которая называется Исеть. С мансийского языка название Исеть переводится как “много рыбы”.

Река Исеть

Главная речка города, перегородив которую плотиной, Екатеринбург появился на свет, – Исеть очень подходила для питания промышленных водобитных станков 18 века. Это длинная река, которая берет свое начало в Исетском озере на восточном склоне Уральского хребта, примерно в 30 км от Екатеринбурга.  И в этом отличие Исети от Чусовой и даже Волги, чьи истоки теряются в лесах и болотах и представляют собой небольшие ключи, которые еще нужно поискать. Исетское – это совсем не маленькое таежное озеро, большой, постоянно пополняемый и неиссякаемый водный резервуар естественного происхождения, и для бесперебойной работы вновь основанного здесь завода – сначала он назывался Исетским, а затем стал Екатеринбургским – это было важно.

Исетское озеро окружено болотами; в них образовалось еще одно озеро, которое называется Мелкое. Все это, вместе с многочисленными ручьями и речушками, самозарождающимися на восточном склоне Уральского хребта, также питает Исеть в ее истоках, образуя устойчивую водную систему.

В этих же краях располагается археопарк Каменный остров, в эпоху неолита на местных стоянках древнего человека уже выплавляли металл.

У Исети много притоков, и некоторые из них и сейчас текут по Екатеринбургу, правда, практически все под землей. Кстати, заводской пруд расположен на месте слияния Исети с двумя реками – Ольховкой и Мельковкой, и ручьями, среди которых можно назвать Пеньковку. Много их впадает в главную екатеринбургскую реку и на всем ее протяжении – они и делают ее полноводной. Сама Исеть неширокая и очень длинная: пройдя извилистый путь в 606 км, она впадает в Тобол и далее в Иртыш, и помимо использования ее как источника энергии, по ней можно было доставлять продукцию завода в Сибирь. Но надо сказать, что она не одна держит свой путь далеко на восток, поэтому ее главное назначение всегда было быть индустриальной речкой – она многократно перегорожена заводскими плотинами, и сквозной путь по ней затруднителен.

В черте современного Екатеринбурга Исеть была перегорожена три раза.

Первый раз – при строительстве Екатеринбургского железоделательного завода в 1723 году. Эта плотина сейчас располагается в сердце города, и горожане называют ее ласково “Плотинка”.

Второй раз реку перегородили спустя 2 года, в 1725 году, для организации выше по течению ещё одного, резервного водохранилища – Верх-Исетского. Весь каскад Исетское озеро – Верх-Исетский пруд – пруд Екатеринбургского завода обеспечивал мощность в 500 лошадиных сил, что было крупнейшим показателем в Европе и, возможно, в мире.

К 300-летнему юбилею Екатеринбурга для его Городского пруда на Исети даже появилось определение “самый главный пруд России” (от И. Гашкова) – и в этом нет преувеличения. Действительно, не будучи самым большим, он стал главным по той роли, которую сыграл в промышленном становлении государства и создании здесь “опорного края державы”, по словам А. Твардовского (из поэмы “За далью даль”, 1952).

Вид на Городской пруд и стекающий сквозь плотину поток реки Исеть, корпуса Екатеринбургского завода (на первом плане), Дом Севастьянова (в центре), Екатерининский собор (справа), Харитоновскую усадьбу и Вознесенскую церковь (на заднем плане). 1876 год, гравюра.

В 1726 году у плотины Верх-Исетского пруда был пущен Анненский завод, который работает по сей день под названием Верх-Исетский завод. Район города называется ВИЗ.

А в третий раз Исеть перегородили в 1788 году, ниже по течению. Там были организованы цеха Монетного двора, затем работали Нижнеисетский железоделательный завод и даже гидроэлектростанция. Сейчас это район города Химмаш, по прежнему названию – Нижнеисетск или НИЗ.

На плане Екатеринбурга 1806 года: в левой части – Верх-Исетский пруд, в центре – Городской пруд, в нижней части справа – Нижне-Исетский пруд.

Река Чусовая

По другую сторону Уральских гор, на их западном склоне, начинает свой путь другая легендарная уральская река – Чусовая. Но в отличие от Исети, с которой ее разделяют буквально километры, она стремится не на восток, а на запад, в Европу, и по ней продукция уральских заводов отправлялась в западную часть России, в столицы и далее везде на гружёных барках, которые называли “железные караваны”.

Петр Верещагин. Камень Красный на реке Чусовой.

Считается даже, что граница между Европой и Азией в этом месте расположена так, что исток Чусовой находится на азиатской стороне и поэтому она – единственная из европейских рек, которая берет свой исток в Азии. Похожая на Исеть, как сестра-близнец, она имеет почти такую же продолжительность – 592 км – и служит водным путем в Европу: впадает в Каму и далее в Волгу. При этом на протяжении той части, которая имеет транспортное значение и по которой сплавлялись караваны с грузами до конца 19 века, она не перегорожена, а плотины устроены на ее притоках.

Исключением является каскад Волчихинского и Верхнемакаровского водохранилищ, которые находятся ближе к истоку Чусовой и появились для водоснабжения Свердловска в 20 веке. Тогда Чусовую и бассейн Исети объединил канал. Таким образом, реки наконец соединились. Предыдущая попытка была в 19 веке, когда был прорыт канал между их притоками для транспортных целей и создания трансуральского водного пути, но затем он был зарыт.

Эти две похожие реки как будто “отталкиваются” от Уральских гор. Их путь противоположен, но миссия одинакова – быть ключевыми артериями горнозаводской цивилизации. А разделяет их горная система, которая в этом месте имеет самую низкую высоту, в среднем 200-300 метров, с редкими отдельно стоящими горами высотой 600-800 м. Это седловина, преодолеть которую и попасть в Азию проще, чем в других частях Уральского хребта.

Позднее именно по этой седловине, через Екатеринбург, прошли сначала Сибирский тракт, а затем и Транссибирская железнодорожная магистраль, соединившие Европу и Азию. И хотя граница между частями света проходит во всему Уральскому хребту, но перевалочный пункт – именно тут.


«Находясь почти в средине главных водных систем Европейской и Азиятской России, Урал должен служить самым живым проводником народной жизни, должен удерживать нераздельно цельным политическое тело России, переливая в него жизненные токи и не останавливая в себе правильнаго круговращения».

В.К. Рашет,
металлург, изобретатель, управляющий Нижнетагильским горным округом, 1861 год


Ещё про историю Екатеринбурга