Знаменитые люди Екатеринбурга / Художники, скульпторы, искусствоведы, кураторы / Радя Тимофей Васильевич
Тима Радя / Тимофей Васильевич Радя родился в 1988 году. Учился на философском факультете Уральского государственного университета. Выпускник школы современного искусства АртПолитика Арсения Сергеева.
Сайт
Instagram*
Facebook*
Twitter*
Telegram
Актуальный художник
Тимофей Радя — самый сильный, самый известный и самый любимый уличный художник Екатеринбурга, хотя его роль выше — он не обычный райтер или граффитчик. Обладая способностью создавать очень точные работы, он выступает как актуальный художник. И поскольку Радя здесь родился, вырос и живёт, ему подвластны самые тонкие материи — он играет на нотах души местных жителей и раскрывает в них лучшее, понимая их и любя, живя такой же жизнью. И город отвечает ему взаимностью.
Несмотря на масштаб, работы Ради — это очень интимные вещи; то, что люди скорее ощущают, чем говорят. Они точны, остроумны, эмоциональны и невероятно оживляют суровый уральский индустриальный пейзаж; его объекты дают городу душу и голос. Их отлично знают практически все горожане, делают из них мемы, ловят их новые смыслы. Они настолько встроены в сознание екатеринбуржцев, что их цитирование является секретным кодом на опознание екатеринбургской диаспоры.
Самые известные работы Тимофея Ради в Екатеринбурге
Кто мы, откуда, куда мы идём?
Выполнена для 4-й Уральской индустриальной биеналле современного искусства надпись на крыше Приборостроительного завода, т.е. это легальный объект паблик-арта, установка которого потребовала привлечения техники. Завод сейчас заброшен, биеналле проходила в нём в 2017 году. С тех пор надпись смотрит с фасада на городской пруд и отлично видна с противоположного берега (с набережной Рабочей Молодёжи).
Как работает вопрос? Сначала кажется, что он устроен как заклинание. Но на деле это надежный и точный механизм. Я использую вопрос как навигационную систему: три ответа позволяют ориентироваться мгновенно, обращаясь одновременно к настоящему, прошлому и будущему. Пользуясь этими тонкими, но прочными связями можно преодолеть время (как тот корабль), иначе время преодолеет тебя.
Ночью она подсвечивалась (прошло время, и уже нет) и в темноте плыла над городом — в здании не горит ни одно окно и оно служит постаментом для этого послания, которое заставляет задуматься над всем, что происходит, помнить о прошлом и не забывать о будущем. Вряд ли можно найти более сильный императив к осознанию своей идентичности и вряд ли можно найти место лучше. Спустя 2 года, в 2019 году, было принято решение на месте завода строить храм Св. Екатерины (вместо площадки в сквере у Театра драмы). Спонсоры строительства в лице И. Алтушкина (РМК) пообещали сохранить надпись и встроить её в будущий храм. Однако чуть ранее, в том же 2019 году, сразу после противостояния за Сквер (из которого также видна эта надпись) Тимофей говорит:
Для меня работа с металлом всегда была важна. Мой дед — металлург, и я думаю, что генетически мне передалась любовь к этому материалу, это очень приятно. Но где-то месяца полтора назад я понял, что абсолютно охладел к паблик-арту. То есть к возможности сделать работу в городской среде легально. Я изучил паблик-арт в Нью-Йорке, и мне показалось, что это точно такая же монументальная пропаганда, как советское монументальное искусство, просто капиталистическая, она говорит о власти денег. С другой стороны, я увидел эту пасть, которая разверзлась в Екатеринбурге: как устроено общество, что делают богатые, что остается бедным — и во мне не осталось и капли желания делать легальные работы. Я думаю, что время вернуться обратно в подвал и на время отложить электроды. Честный путь возможен, и он заключается во временности объектов. Например, если проект будет существовать только год — еще куда ни шло.
Однако надпись существует уже дольше года и стала титрами ко всему, что происходит в городе, придавая событиям философский смысл. Как настоящее искусство, она заставляет постоянно взаимодействовать с ней, ища ответы на эти вопросы.
Вот что автор писал про фото этого объекта, сделанное Викторией Халиуллиной 31 января 2021 года:
Всегда интересно наблюдать за тем, как работа живет в городе, контекст меняет звучание высказывания. Бывают неожиданные, странные, дурацкие и смешные совпадения, но в этот раз реальность превзошла все ожидания.
Интересно, что автор снимка, как и Тимофей, окончила философский факультет Уральского государственного университета.
Абажуры
Два огромных оранжевых абажура каждую зиму, начиная с 2013 года, появляются в сквере у Оперного театра, у входа в него со стороны ул. Мамина-Сибиряка. (Официально сквер носит название площадь Парижской коммуны, но горожане это название не используют). В конце зимы они исчезают. Когда работа появилась в первый раз в рамках фестиваля «Не темно», горожане встретили абажуры Тимы Ради восторженно, администрация Екатеринбурга высказалась в духе: «Мы это уберём, поскольку эти штуки нарушают целостность ансамбля данного места». Но не убрали. И каждый год екатеринбуржцы ждут — будет ли очередной зимой, в самоё её тёмное время, жизнь города освещаться этим уютным оранжевым светом. И она освещается! Трудно переоценить значение света. Тёплый, ламповый, символичный — он у Екатеринбурга есть, а значит, есть и жизнь. Эти акции называют «светлой традицией», о них пишут: «Теперь зима настоящая: у Оперного театра появились абажуры Тимофея Ради.» На самом деле, этот сквер на площади Парижской коммуны разделяет здания театра «Урал Опера Балет» и Уральского государственного университета (один из корпусов нынешнего УрФУ), где Радя учился на философском факультете.
В 2022 году оммаж абажурам Ради — громадный оранжевый абажур — появился в Ельцин-центре, над лобби, став объектом, который накрывает — под ним можно просто прогуливаться, просто сидеть, думать, можно наблюдать за людьми, играть в настольный теннис, слушать музыку…
Надо сказать, что оранжевый цвет вообще много значит для Екатеринбурга. И в этом нет никакой связи с политикой. Ещё в 1993 году ектеринбургская группа Чайф записала альбом и песню Оранжевое настроение, и до событий в сквере 2019 года это были городские любимцы, а песни из этого альбома — саундтреком к жизни города.
Я бы обнял тебя, но я просто текст
Нелегальная работа была установлена на ул. 8 марта, 50 в 2013 году. Во время карантина 2020 года надпись была исправлена на «Я бы обнял тебя, но карантин». Надпись повторена ещё в нескольких локациях, но изначальная — именно здесь. Её отлично знают и цитируют горожане. 23 января 2021 года, когда художника задержали на акции протеста в Екатеринбурге и затем отпускали, майор полиции сказал на прощание: «я бы обнял вас, но вы просто текст».
Когда работа только появилась, она была хорошо видна. Сейчас её можно увидеть за углом ТЦ Гринвич, который отчасти загораживает надпись — слева за зданием торгового центра, если стоять к нему лицом*.
*Работу сняли 13 июня 2021 года.
Работы в клипе группы «Сансара» на песню «Облака»
В клипе екатеринбургской группы «Сансара» на песню «Облака» можно увидеть некоторые из работ Тимы Ради на крышах Екатеринбурга: «Тебя видно», «Спасибо, Юра! Космос наш!», «Нужные слова» и другие, а также работу «Твой ход» в виде костяшек домино на опорах Макаровского моста. Клип был снят в 2013 году, заодно можно сравнить, как с тех пор изменился город — съёмки проходили в нескольких знаковых местах. Макаровский мост реконструировали, ход был сделан — и работа исчезла.
Интересно, что так же сработал ещё один находившийся рядом с мостом на полуразрушенной старинной кирпичной стене арт Тимофея — надпись «Соберись». Стену восстановили — собрали, и надпись растворилась в новых кирпичных заплатках.
Работы и цитаты из работ в клипе «Развлечение» от группы «внимание брусника!»
Работы и цитаты из работ Тимофея Ради в клипе «Развлечение» от молодой инди-группы «внимание брусника!», уральской кинокомпании Red Pepper Film и девелопера «Атом» (сентябрь 2023): «Кто мы, откуда, куда мы идём» и «Я бы обнял тебя, но я просто текст».
Цитаты
Думаю, для меня уличное искусство — это особый жанр литературы.
Есть чувство, которое постепенно нарастает, и вот от него уже некуда деться. Тогда каждый использует свой язык: будь то уличное искусство, театр, танец, скульптура: что угодно. Воспринимается произведение так же — сначала чувство, потом мысль.
Было бы ошибкой думать, что дело в деньгах. Дело в вещах, которые за деньги не купишь, например, стóящие идеи, редкие слова. Краска найдётся.
…вечных вещей нет. Даже звёзды рождаются и умирают. Значит, нет трагедии, жизнь каждой работы имеет начало и конец. Иногда это всего один день.
Мне достаточно того, что знают мои работы. Это обычная для уличного искусства практика — оставаться в тени. Внешность человека даёт ассоциации, стереотипы, культурные коды. Это всё лишнее — есть я, а есть моё искусство. Аналогию такую проведу — можно слушать радио, а можно смотреть эфир на видео. Так вот, я выбираю радио, когда важен только голос. И текст.